ЧАСЫ РАБОТЫ

 

Вторник-воскресенье 11:00-20:00

Понедельник – выходной

 

АДРЕС

 

Москва, ул. Немчинова 12

email: gvz-kovcheg@mail.ru

Телефон: +7 (499) 977-00-44

  • Black Vkontakte Icon
  • Facebook Basic Black
  • Black Instagram Icon
НОК

© 2017-2018 gvz-kovcheg

выставка «Homo ludens: человек играющий»

      открытие 29 октября в 19:00

           30 октября – 1 декабря

Куратор проект: Анастасия Козаченко-Стравинская

Художники: Юлия Абзалтдинова, Юрий Альберт, Владимир Батынков, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Екатерина Ефимова, Сергей Катран, Жан Лебедев, Владимир Немухин, Александр Панкин, Андрей Панитков, Павел Папперштейн, Леонид Соков, Александр и Ольга Флоренские, Сергей Яралов, ученики и учителя «Школы Самоопределения им. А.Н. Тубельского №734».

     Что такое игра? Словари насчитывают около 100 определений слова «игра»: толковый словарь определяет игру как тип осмысленной непродуктивной деятельности, психологический словарь говорит, что дать объективно значение этого слова невозможно, этимологический - что происхождение этого слова не известно, а словарь синонимов предлагает не менее 300 слов, совпадающих по значению. Тем не менее «игра» является древнейшим понятием: она не может быть редуцирована к феноменам культуры так как процесс «игры» наблюдается еще у животных. Напротив, сама культура имеет игровую природу.
     Йохан Хейзинга - нидерландский культуроголог в 1938 году в своей работе «Homo ludens» предложил совершенно новый подход происхождения и эволюции культуры. Он рассмотрел понятие игры как часть понятия культуры в целом.

     Выставочный проект «Homo ludens: человек играющий» это попытка раскрыть разные области игры, изучить в максимальном приближении пересечения игрового момента и состояний инфантильности, детскости, наивности и в то же время абсолютной серьезности. Попадая в пространство всеобъемлющей игры, зритель переживает различные метаморфозы. С позиции наблюдателя и философа он может перейти в состояние со-участника, примерить на себе одну из ролей и погрузиться в совершенно другие миры.

     Здесь игра - это в первую очередь взаимодействие, игра дающая возможность выйти за пределы реального мира и сквозь «другое» параллельное пространство вернуться в состояние еще большей реальности. Это пространство парадоксов, где улыбка чеширского кота встречает зрителей на пороге, где можно увидеть звук, примерить на себя роль человека из первобытного мира или превратиться в рыцаря, раскрыть секретики, не предназначенные для чужих глаз или “сшить” кусочки чужой памяти.
     Однако, чтобы случилась игра, как говорит Й. Хейзинга, нужно соблюсти несколько условий:
1. « (…) Определить действие»:
Выставка “Homo ludens: человек играющий” – тотальная инсталляция, участниками которой стали художники от 8 до 80 лет.
2. « (…) Затем установить, где протекает это самое действие, в каких определенных рамках места, времени и смысла»:
Выставочный зал “Ковчег”, с 30 октября по 1 декабря, экспериментальная площадка, где представлены работы художников и детей, вступающие во взаимодействие друг с другом и раскрывающие новые понятия слова «игра».
3. « (…) Правила, которые могут быть добровольно приняты, и которые существуют вне сферы материальной пользы или необходимости»:
Каждый зритель может выбрать позицию поведения в пространстве игрового поля - принять позицию наблюдателя или стать со-участником и произвести возможные взаимодействия.
*в процессе игры роль может измениться в зависимости от добровольного желания зрителя
4. Поведение в данной игре:
« (…) Данное действие может сопровождаться чувствами подъема и напряжения, и нести с собой радость и разрядку»